Трехлетние детки отличаются особой любознательностью, они социальны, общительны, у них интенсивно развиваются коммуникативные способности, теперь они чувствуют себя членами общества и готовы к новым знакомствам и контактам. Для грамотного воспитания малышей родителям нужен режим дня ребенка в 3 года, но конечно, чисто индивидуальный, подходящий только для конкретной семьи. Поэтому возьмите информацию из статьи и попробуйте откорректировать ее под запросы вашего малыша.
Режим дня ребенка в 3 года
Установленное для ребенка расписание во многом обусловлено тем, работает мама или находится дома. От этого зависит, есть ли необходимость отдавать малыша в детский сад. Если занятость родителей не позволяет оставить кроху дома, то для посещения дошкольного учреждения понадобится подготовка, которая может затянуться на несколько месяцев, поэтому об этом надо подумать заблаговременно. Ребенок тоже должен быть готов к новым условиям жизни и обучен следующим умениям:
- самостоятельно кушать из тарелки ложкой без разбрасывания пищи;
- надевать и снимать верхнюю одежду;
- садиться на горшок;
- умываться, мыть ручки и чистить зубки;
- уметь контактировать с окружающими людьми, вести себя корректно.
Если малыш постоянно спорит со своими ровесниками, не умеет найти с ними общего языка, замкнут или агрессивен, придется на некоторое время пристроить кроху, хотя бы на время, в любую развивающую группу, где он сможет получить навыки коммуникабельности и научиться общению с посторонними людьми. Собственно, с такими моментами и связаны некоторые изменения в графике дня, который, в целом, повторяет предыдущий, составленный на 2 года. Разумеется, имеют значения такие важные пункты, как кормление и сон.
Особенностью данного периода является длительное бодрствование по 6-6,5 часов до послеобеденного укладывания и после него. Из-за того, что купают ребенка, непосредственно перед сном, у детей остается больше времени на игры и прогулки.
Трехлетних деток все сложнее удается укладывать в постель в дневное время, но это им необходимо, ведь от этого зависит их нормальное самочувствие и здоровье нервной системы, поэтому в этом вопросе родители должны вести себя достаточно жестко.
Режим питания у детей остается таким же, что и в два года – четырехразовым, правда некоторые испытывают голод из-за больших пауз между приемами пищи, и допускаются перекусы в виде употребления молочнокислых продуктов, ягод и фруктов. Кризис возраста сказывается на характере многих деток не лучшим образом, и в этом случае может помочь расписание дня по часам. В качестве примера подойдет таблица, предоставленная ниже, она поможет упорядочить жизнь малыша, не оставив ему времени на долгие раздумья о своем недовольстве или обиде. Внесите поправки с оглядкой на ваш привычный распорядок дня, чтобы переход не был слишком резким.
Распорядок дня трехлетнего ребенка, спланированный грамотно и с учетом особенностей малыша, обеспечит в семье мир и спокойствие, благодаря разумному распределению обязанностей, важных дел и досуга семьи.
Питание трехлетних детей
Физические и эмоциональные нагрузки, которые испытывает организм маленького ребенка, требует полноценного восполнения необходимых ему веществ. Поэтому рацион малышей должен быть качественным и тщательно сбалансированным по всем показателям. Не стоит забывать, что у крохи уже около 20 молочных зубов, которыми он пользуется довольно умело.
Перетертая еда уже не требуется, зато пищеварительная система еще физиологически полностью не сформирована, и требует обязательного присутствия углеводов, жиров, витаминов, белков растительного и животного происхождения:
- Животная пища, которая должна быть в меню трехлетки – это не только мясо и рыба, но и субпродукты – печень, сердце, мозги, а также молоко и яйца. Исключая мясо гуся и утки, детям в день требуется до 70 г постной свинины, курятины, говядины или телятины. Эти продукты можно подавать в виде тушеных кусочков, котлет, фрикаделек, в супах (в отварном виде).
- Дети на грудном вскармливании уже давно отказались от традиционного естественного питания, но теперь коровье молоко прочно входит в их рацион, и в сутки его количество составляет пол литра. Используется оно для приготовления омлетов, каш, запеканок, а кисломолочные продукты, такие как сметана, кефир, йогурт могут применяться, как заправка к салатам и тушеным овощам.
- В возрасте 3 лет, как бывшие груднички, так и детки на искусственном вскармливании, уже пробуют такой продукт, как сыр. По правилам прикорма его дают сначала в маленьких дозировках, и, при отсутствии отрицательных реакций, увеличивают порции. Употреблять малышам пока можно только пресные или плавленые сорта.
- Яйца – необходимый в рационе продукт, который нужен малышам для нормального функционирования печени и головного мозга. Но вареные яйца дают детям через день, а сырые им вообще противопоказаны.
- Один или два раза в неделю можно готовить рыбные блюда из судака, минтая, хека и других морских сортов, для этого филе тушат, запекают или отваривают. Рыба важна для организма трехлеток содержанием полиненасыщенных жирных кислот, которые способны повышать внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, помимо этого, она содержит витамин Д3, способствующий усвоению фосфора и кальция для здоровья опорно-двигательной системы.
- В детском меню до 40% общего рациона должны составлять углеводы, которые дают малышам энергию для активного познавания мира и успешного обучения разным навыкам. Поэтому каши детям готовят, фактически, каждый день. Они могут использоваться как самостоятельные блюда и в виде гарнира к рыбе или мясу. Допускается применение круп утром и вечером, на ужин. Несмотря на пользу большинства круп, манную кашу диетологи не рекомендуют.
- Жиры детям нужны, но в небольшом количестве. Если это сливочное масло, в сутки его требуется около 17 г, количество сметаны составляет 10 г, растительного масла (оливкового, подсолнечного или кукурузного) – 6 г. Обычно жиры используют для каш, гарниров и салатов.
- В ежедневное меню малышам включают зелень, 250 г фруктов и овощей, 100 г картофеля. Это нужно для поддержания иммунитета, а содержащаяся в них клетчатка улучшает работу пищеварительной системы. Наряду с тем, что эти продукты содержат витамины, в сыром виде они позволяют деткам научиться правильно пережевывать пищу.
Режим дня ребенка в три года должен быть построен так, чтобы днем все намеченные дела были четко распределены по времени, ребенок успевал покушать, поиграть и отдохнуть, а вечером вовремя лечь спать.
Детская гимнастика
Для развивающих игр и занятий надо подбирать время, удобное для малыша в соответствии с его природными биоритмами. При повышенной активности в утреннее время, первую половину дня можно посвятить физическим упражнениям и дать малышу возможность поиграть с ровесниками в подвижные игры. В этом случае после полдника можно заниматься чтением, рисованием, давать ребенку задания для развития мышления.
Гимнастика, проведенная в виде интересной и веселой игры, поможет окрепнуть ручкам и ножкам ребенка, даст возможность совершенствовать координацию, чувство равновесия, глазомер, крупную и мелкую моторику, если задействовать отдельные движения ручек.
Ребенку полезно выполнять следующие упражнения под контролем родителей:
- приседания на выдохе с протянутыми вперед ручками и последующим резким выпрямлением;
- потягивания, стоя на носках с поднятыми, разведенными в сторону ручками, делаются на вдохе, после чего следует расслабление мышц и возвращение в первоначальную позу на выдохе;
- прыжки на двух ногах, а затем на каждой попеременно по 6-7 раз;
- наклоны туловища вправо и влево с выпрямлением;
- ходьба спокойным, размеренным, а затем аккуратным и крадущимся шагом;
- движения ногами, лежа на спине, имитирующие велосипедную езду.
Трехлетнему малышу также полезны любые игры с мячиком, футбол, тренировка навыка подъема и спуска по лестнице, ходьба и бег с препятствиями.
Обучающие занятия
Развивающее обучение в трехлетнем возрасте должно охватывать такие аспекты развития, как:
- познавательная деятельность малыша;
- творческое воображение;
- логика;
- расширение кругозора;
- речевой навык;
- изучение основ арифметики и грамматики.
Некоторые родители думают, что для трех лет это уж слишком большая нагрузка, но ведь никто не заставляет малыша заниматься часы напролет – информация должна подаваться дозировано, и чередоваться с подвижными играми, прослушиванием музыки, чтением книг.
Многие эксперты в области педиатрии и психологии считают, что некоторые основы арифметики дети могут начать изучать уже в этом возрасте. И, желательно, чтобы кроха уже имел некоторые математические и общие знания:
- ребенок должен отличать базовые геометрические фигуры и знать их названия;
- уметь считать до пяти;
- находить одинаковые и различные по форме предметы;
- запоминать картинки и слова;
- уметь концентрировать внимание хотя бы на несколько минут;
- в его речи уже должны присутствовать предложения, состоящие из 5-6 слов;
- малыш должен понимать различие между разными действиями.
Для развивающих уроков, в основном, используются карточки с простыми и яркими картинками, на которых изображен один или несколько предметов. Развивая память малыша, мама или папа могут воспользоваться такими играми, как «Найди отличие», «Найди пару». Крайне интересен для детей данного возраста поиск предметов, который можно организовать в собственной квартире и даже на улице. Если детей несколько, или ребенок играет со своими сверстниками, то неплохо придумать приз для победителей и помочь малышам провести игру, как соревнование.
Пазлы и мозаики необходимы для развития у детей мелкой моторики, логического мышления, эстетического восприятия окружающей действительности. Пока еще детали игр должны быть довольно крупными и в небольшом количестве. С детьми можно заниматься раскрашиванием и вырезанием изображений безопасными детскими ножницами.
Помимо игр и развивающих уроков, малышей вполне можно приучать к помощи старшим. Пусть ребенок польет цветы вместе с мамой, вытрет пыль с низкой тумбочки, поможет ей на кухне, разминая тесто. Все, чтобы не делал кроха, дает ему возможность познавать мир и открывать для себя что-то новое.
В три года ребенок должен бывать на улице не меньше 3-4 часов. В теплое время года все подвижные игры желательно переносить из квартиры на свежий воздух – одев ребенка по сезону и постоянно наблюдая за ним, можно не бояться, что малыш простудится или нанесет себе травму.
Навыки самообслуживания у трехлетних детей
Время, когда мама помогала малышу во всех делах без исключения, безвозвратно прошло, и ребенок должен приучаться делать многие вещи самостоятельно.
Главные его достижения заключаются в следующем:
- перед едой ребенок моет руки;
- чистит зубки щеткой, умывается;
- за столом он уверенно пользуется ложкой и вилкой;
- может пить из чашки, не проливая жидкость;
- вытирает губы платочком или салфеткой;
- умеет складывать свою одежду и убирать ее в комод;
- самостоятельно надевает ботинки на липучках;
- снимает шапку, шарфик, носки;
- сам садится на горшок.
Это большой прогресс, по сравнению с прошлым годом, и если малыш еще чего-то не умеет, следует научить его. Главное избегать одергивания или выражения недовольства – так можно погубить в зародыше желание делать все самостоятельно и лучшие порывы ребенка помочь взрослым.
Несмотря на огромное стремление детей все делать своими руками, родители пока не могут им позволить купаться самим, и некоторые гигиенические процедуры проходят под их контролем и с их участием. Это ответственный момент воспитания, и родители могут своим собственным примером показать, насколько важны новые привычки для дальнейшей жизни маленького человека. Ведь малыши не упустят случая скопировать действия взрослого, и навык, конечно, со временем будет усвоен и прочно войдет в их быт, ведь подражание так характерно для трехлеток.
Как выясняется, режим дня ребенка в три года, продолжает оставаться необходимостью, ведь он обеспечивает физическое здоровье, способность малыша с интересом вбирать в себя новую информацию, приобретать хорошие полезные привычки и потихоньку взрослеть, становясь все более коммуникабельным и открытым для общения с другими людьми.