К пятилетнему возрасту многие дети уже умеют продолжительное время играть самостоятельно. Но не всем родителям так повезло, так что в некоторых случаях придется взрослым придумывать занятия и игры для своего чада. К счастью, детки такого возраста умеют уже много всего и круг доступных игр ширится. Сначала на личном примере покажите принципы игры, а потом ребенок втянется. Временами давайте дочке или сыну проявить инициативу — выбрать игру или придумать ее самостоятельно. Чем чаще вы будете предлагать ребенку выбрать занятие в свободное время, тем быстрее он научится делать это без ваших подсказок и вам не придется выдумывать занятия крохе.
Что можно предложить ребенку дома
Иногда родителям нужно время для домашних дел или удаленной работы. Ребенок в это время может поиграть самостоятельно: порисовать, полепить что-нибудь из пластилина, посмотреть картинки в книжке или мультфильмы, почитать вам вслух, если уже умеет, пересказать что-нибудь из своей жизни или сказку (когда вы моете посуду, например). Главное, чтобы самостоятельное проведение досуга не стало единственно возможным, так как мама и папа «все время заняты», а телевизор и смартфон – свободны!
Детские игры должны быть направлены на разностороннее развитие ребенка. Игры должны доставлять удовольствие и одновременно обучать необходимым для жизни навыкам. Чтение и элементарные математические знания, развитие внимания, памяти, логики и мышление в целом должны давать занятия ребенку в пять лет. Непосредственно обучение не должно длиться более 30-35 минут, так как оно не должно утомлять и доводить до скуки. Если дети захотят, то взрослые могут участвовать в детских играх. Для этого вы должны стать немного ребенком и интересным для них товарищем.
В этом возрасте ребенок нужно продолжать учиться правилам поведения и дорожного движения. Лучше всего превратить учебу в игру. Дети любознательны от природы. Для родителей важно это поддерживать и развивать.
Семейные праздники (Дни рождения, Новый год и даже придуманные «свои) могут стать приятным совместным времяпрепровождением. Кроме того, привлечение ребенка к обдумыванию и организации праздника доставит ему удовольствие и многому научит. Конечно, задания должны даваться по силам и интересам. Можно поручить ему – придумать игры для детей и взрослых, пообсуждать это вместе с вами, придумать призы и даже сделать их, например, нарисовать или вырезать из бумаги (бабушки и дедушки уж точно будут в восторге от таких подарков). Даже разрабатывать и обсуждать меню, а также делать покупки – все это можно превратить в игру и интересное занятие. Только не переусердствуйте, а то отобьете у ребенка желание заниматься этим навсегда. Но чаще всего, дети с огромным удовольствием помогают родителям, ведь их любимое дело – играть «взрослого»!
Занятия для пятилетнего мальчика
Организовать обучающие игры, которые смогут еще и развлечь мальчишку, вполне достижимая задача. Очень много игр и игрушек продаются. Не менее полезны и интересны игры, которые не требуют дополнительных материальных затрат.
- Игра «Найди клад». Какой мальчишка не мечтает стать пиратом или кладоискателем? Для организации игры нужен приз (клад), на поиски которого отправится «герой» и отыщет после ряда «испытаний». Приз должен быть желанным (новая игрушка, сладости и все что угодно, что интересно вашему сыну). Испытаниями для «настоящего пирата» или «золотоискателя» станут: прочесть отрывок из книжки, спеть, станцевать, досчитать до 10, найти предметы в комнате на какую-нибудь букву и т.д. К кладу могут вести указатели – нарисованные стрелки, показывающие место, где спрятано новое задание и ведущее дальше, постепенно к главной цели – из комнаты в комнату. Можно «руководить» процессом поиска: «иди в комнату, где живут дети, найди в столе задание», «иди туда, где готовится пища, на окне – секретное письмо, с указанием куда идти дальше». Эта игра может варьироваться, управляемая вашей фантазией.
- Игра «Маленькая мастерская». Для развития логики, моторики и приучения к мужским делам мальчику можно организовать индивидуальную мастерскую с разными инструментами. Это могут быть игрушечный набор или сделанный вместе с папой.
- Игра «Самые точные в мире весы». Ваш сын изображает живые весы, вытянув руки в стороны. В каждую ладошку кладется по предмету. Задача – определить: какой из них тяжелее. Эта игра развивает координацию и чувство веса.
Занятия для пятилетней девочки
Развитие творческих способностей, выработка необходимых навыков и формирование интересов должны присутствовать в играх для дочек:
- Игра «Кем быть?». Попробовать профессию продавца, врача, учителя, певицы, балерина и даже полицейского помогут игры. Костюмы и необходимые вещи можно купить, сшить или составить из подручных вещей. Куклы и плюшевые игрушки могут быть пациентами, учениками, покупателями, зрителями или нарушившими правила дорожного движения водителями. Эти «роли» могут играть взрослые и дети. Всем будет весело и интересно.
- Игра «Маленький дизайнер одежды». Не секрет, что девочки любят наряжаться. У них должен формироваться вкус, поэтому нужно предоставить им возможность его роста. Дайте им много одежды: мужской и женской. Задание в игре – создать уникальный наряд. Можете предложить им одеться, как герои сказок или фильмов. Принцесса или даже баба-яга могут быть выбраны в качестве героини. Родители, гости или другие дети должны будут угадать: кто перед ними. Большое удовольствие доставит девочкам эта игра, ведь можно поносить мамину одежду, обувь и украшения. Мальчики тоже могут участвовать как модели мужской одежды, если их эта игра привлечет. Заинтересовать мальчика можно, одев пиратом или суперменом.
- Чтение сказок. Девочки любят волшебные и таинственные истории со счастливым концом. Нужно не только читать им сказки, но и обсуждать, спрашивать: кто добрый, кто злой герой сказки, какие качества хорошие, какие плохие, кто и что помогло героям сказки победить. Важно приучать ребенка к книгам. Можно предложить дочке пересказать и продолжить сказку. Она может послужить сценарием домашнего костюмированного спектакля с участием членов семьи или гостей.
Развитие творческих наклонностей
Если впереди выходные или праздники, а вам нужно продумать чем занять ребенка 5 лет дома, не нужно сразу включать телевизор или давать игру на телефоне. Нужно с детства приучать проводить досуг в интересных занятиях и с пользой. Телевизор и компьютер не исключаются полностью, но дозируются. Они не должны стать основным времяпрепровождением ни для взрослых, ни для детей. Творческие занятия должны помогать ребенку расти и развиваться по всем направлениям. Одаренность вашего отпрыска в какой-либо творческой деятельности не должно исключать те виды деятельности, которые даются с трудом. Ведь преодоление трудностей – необходимая часть развития. Пусть даже большие успехи достигнуты не будут, ведь главное – участие и сделанные попытки, приносящие бесценный опыт.
- Фантазия и цветная бумага. Не только творческие способности, сочетаемость цветов, обращение с режущими предметами, но и воображение развивает создание поделок из цветной бумаги. Правильно сочетать линии и формы учатся дети когда делают из бумаги людей, животных и разные предметы. Полученные фигурки можно использовать для игры. Они могут стать основой картинки или книжки.
- Театр дома. Можно придумать сценарий, раздать роли, нарисовать и создать костюмы и декорации, пригласительные билеты и занавес для домашней театральной постановки. Родители и дети, гости и друзья. Все могут быть участниками или зрителями. Спектакль может быть кукольным или «настоящим». Это может увлечь детей и всю семью на несколько дней, а то и недель.
- Рисование. Дети обожают рисовать. Для этого нужна бумага, краски или даже крупа. Чтобы использовать крупу в качестве материала для рисования, нужно нанести клей на бумагу, предварительно нарисовав на ней контур. Еще не высохший клей посыпается крупой (например, манной). Рисунок готов. Если добавить к рисунку высохшие листья или цветы, бусинки и все, что подскажет фантазия, то можно создать произведение искусства.
- Книжки-раскраски. Чувство контура и цвета, мелкая моторика развиваются с помощью закрашивания разных людей, животных, птиц и предметов. Особенно полезно раскрашивать ребенку мелкие детали. Это занятие способствует и формированию усидчивости. Оно доставляет удовольствие от процесса и от созерцания сделанной работы.
- После прогулки. Если вы сходили на прогулку в лес, парк или скверик и принесли листья, ягоды, веточки, грибы, шишки и другие дары природы, можно предложить малышу изобразить их на бумаге до мельчайших подробностей. Ребенку нужно объяснять с самого раннего периода, что природу нужно любить, не наносить ей вреда и не обижать животных, птиц, бабочек, муравьев и т.д.
- Изучаем эмоции. Вместе с ребенком рисуем карточки с изображением разных человеческих чувств. Это могут быть полноценные картинки лиц или смайлики. Рисунки должны изображать основную гамму человеческих эмоций: радость, грусть, любовь, смех, плач, обида и т.п. Участники могут отдельно друг от друга нарисовать картинки, после чего показывать их для отгадывания. С помощью таких изображений можно получать ответы от ребенка на вопрос: какие эмоции он испытывал в течение дня и что их вызвало. Эта игра может быть частью доверительных отношений и будет развивать умение выражать свои чувства, используя слова, и читать эмоции других людей.
- Издательская работа. Такое занятие, как создание журнала, газеты, книги и даже истории семьи, может захватить внимание и время ребенка на много часов. Он может делать это со взрослыми или при их участии, с друзьями или родственниками- детьми или дедушками и бабушками. Редакторский совет и исполнители могут меняться, но суть остается. Вырезки из газет, журналов, фото родственников, старые открытки и многое другое могут наклеиваться в тетрадь или альбом для получения хорошего издательского «продукта». Журнал может быть строго тематическим: как семья провела лето, что нового в мире игрушек, что интересно детям, семейные праздники, история разных стран мира и т.д., а может содержать несколько направлений.
Пятилетний ребенок и бытовые обязанности
Многие родители хотят избавить маленьких детей от забот о себе и дел по дому. Это воспитывает лентяев и тунеядцев. Ребята всегда хотят быть взрослыми и «наравне» участвовать в семейных занятиях, в том числе и в хозяйственных делах. Нужно поощрять эти наклонности, но не вешать на ребенка непосильное для него задание. Дела должны соответствовать их возрасту. Нужна точная дозировка, подходящая именно вашему чаду, чтобы ни в коем случае не отбить желание заниматься домашними обязанностями на всю жизнь или приучить выполнять их через силу.
Ребенок 5 лет может:
- Одеваться сам;
- Застилать свою постель;
- Убирать свои игрушки и книжки по местам;
- Вытирать пыль в доступных для него местах;
- Пропылесосить ковер;
- Приготовить простой полдник из бутербродов и сока/молока;
- Кормить домашних питомцев, помогать их выгуливать, убирать за ними;
- Помогать на кухне: накрывать и убирать со стола, загружать и разгружать посудомойку, стирать крошки со стола и т.п.;
- Участвовать в приготовлении еды (например, месить тесто, подавать разные ингредиенты маме, мыть или вытирать посуду, собирать со стола).
Ребенку любого возраста нужно внимание мамы и папы. Важно не только думать – чем занять ребенка 5 лет дома, но и активно участвовать в его играх и занятиях. Вы должны всегда быть в курсе его интересов и потребностей. Все его проблемы не должны оказаться без внимания. Игры и занятия должны помогать вырабатывать не только индивидуальный взгляд на мир, но и умение жить в социуме, не нарушая его разумных и особенно законных правил и границ. В дошколятах нужно развивать (но не отбивать) желание получать разносторонние знания. Чтобы ваш ребенок стал гармоничной личностью, нужно тратить на него время и силы. Ни одна игра, даже самая интересная, не заменит вашему чаду живого общения с родителями.