Умение читать — это неотъемлемый признак грамотного человека. Педагоги и психологи сходятся во мнении: тот, кто умеет быстро и осознанно читать, лучше и легче усваивает школьную программу. Уже в первом классе проводится проверка техники чтения. Разумеется то, сколько слов должен читать ребёнок в первом классе во много индивидуально и зависит от множества факторов.
Нормативная скорость чтения
Техника чтения в первом классе проверяется дважды в год: во второй четверти и в конце учебного года.
Причин столь тщательной проверки две:
- изучение динамики в формировании навыка чтения, и своевременной корректировке процесса обучения, если у ребёнка нет прогресса;
- выявление дислексии: проявление этого генетического заболевания можно купировать при своевременной диагностике.
Многие родители ищут нормативы и требования, чтобы подогнать своего ребенка под «рамки». Но современные государственные стандарты обучения для начальной школы не предлагают четкие нормативы по технике чтения. На первое место ставится качество навыка чтения, а не скорость.
Сколько слов должен читать ребенок
В обывательском смысле под техникой чтения понимают темп или скорость – то количество знаков в минуту, которые должен читать ребенок. Однако это не так.
Само понятие «техника чтения» является весьма сложным и включает ряд самостоятельных навыков:
- Способ прочтения.
- Осознанность прочитанного текста.
- Выразительность чтения.
- Скорость чтения.
- Правильность чтения.
Несмотря на то, что четких норм по скорости чтения в федеральных образовательных стандартах нет, большинство школ придерживается следующих критериев:
- в конце второй четверти ребенок должен читать 25-30 слов в минуту;
- в конце второго полугодия — 30-40 слов;
- для лицейских классов или классов повышенного уровня — до 60 слов в минуту;
- в коррекционных школах критерии — ниже.
Эти нормы условные и некоторое отклонение от них еще не является поводом для беспокойства. Скорость чтения определяется тем, насколько хорошо ребенок усваивает материал, его темпераментом и умением включаться в новый вид деятельности. Однако, верно еще и то, что от скорости чтения зависит уровень понимания текста ребенком.
Ребенок должен читать от 25 до 60 слов в минуту.
Для проверки техники чтения педагоги опираются на ряд правил:
- Дети читают текст «про себя». Как показывают исследования, больше половины детей в начальной школе имеют логопедические проблемы. Такие дети, читая вслух, чувствуют себя не уверенно и зажато, что сказывается на результатах замеров.
- На проверку отводится больше времени. В советское время на проверку чтения отводилась одна минута. Сегодня педагоги учитывают индивидуальные особенности детей: кому-то для включения в работу требуется больше времени, кому-то меньше. Поэтому на проверку скорости чтения рекомендуют отводить две минуты, а полученный результат потом делить на 2. В итоге данные, полученные таким способом, оказываются точнее, а ребенок не испытывает дополнительного стресса и давления.
- Правильно подобранный текст. Есть несколько рекомендаций по побору текстов для проверки скорости чтения. Во-первых, объем выбранного текста не должен превышать 60-80 слов. Во-вторых, подбирается текст, который незнаком ребенку. Ну, а в-третьих, текст должен быть понятен и интересен ребенку.
В первом классе при проверке техники чтения допускается, чтобы ребенок водил пальцем по тексту, помогая себя. В дальнейшем он должен уметь следить за текстом взглядом, без вспомогательных средств.
Способ чтения
Скорость чтения ребенка зависит от разных факторов, например, от способа чтения.
Обучение чтению длительный процесс, состоящий из разных этапов:
- чтение отдельных слогов.
- соединение слогов в слова
- чтение слова целиком;
- чтение группами слов.
Как и любой другой навык, чтение доводится до автоматизма постепенно. Этап, на котором находится ребенок, влияет и на скорость чтения. Чем более совершенный способ чтения у ребенка, тем лучше и быстрее он читает
В последствии, когда ребенок научиться бегло читать, для него не составит особого труда понимать тексты, где буквы в словах либо отсутствуют, либо перепутаны местами, либо были заменены на цифры (так называемые тексты-головоломки)
Процесс обучения чтению подразумевает прохождение всех этапов. Нельзя перескочить через один. Каждому этапу необходимо уделять достаточное количество времени и следить, чтобы ребёнок правильно произносил слова и буквы, а также не терял окончания слов. Ведь от этого, в дальнейшем, будет зависеть качество чтения.
Осознанность и выразительность чтения
Помимо темпа чтения важно понял ли ученик прочитанный текст и насколько хорошо, то есть осознанность чтения.
Осознанность опирается на словарный запас ребёнка, умение строить сложные речевые конструкции и широту кругозора, то есть на развитие речи ребенка. Как правило, чем лучше ребенок говорит, тем проще ему понять, о чем идет речь в тексте.
В тесной взаимосвязи с осознанностью находится выразительность чтения.
В разные года учеными и педагогами проводились специальные исследования, которые показали, что от 30% до 40% детей не владеют или имеют проблемы с выразительным чтением.
Дети или игнорируют, или ошибаются в расстановке пауз, не могут правильно определить логический центр предложения, не могут определить эмоциональный настрой текста. Для решения этих проблем необходимо детально разбирать текст с ребенком. Уточнять какие слова ему не понятны и объяснять их значение.
Правильность чтения
Под этим подразумевается умение воспроизвести текст без искажения звукового состава слова, и с соблюдением правильного ударения в словах. Многие дети, стремясь прочитать текст как можно быстрее, теряют буквы, путают их местами или проглатывают окончания.
Если пустить этот процесс на самотек, впоследствии им будет сложнее овладеть грамотной письменной речью.
Причины низкой скорости чтения у учеников 1 классов
Даже если ребенок уже научился читать целыми словами, его скорость чтения может оставаться низкой.
Факторы, которые влияют на скорость чтения:
- Словарный запас. Если у ребенка небольшой словарный запас, то темп чтения будет невысоким.
- Неумение концентрироваться.
- Развитие артикуляционного аппарата. Проблемы с артикуляционным аппаратом часто встречается у тех детей, которые поздно начали говорить, или имеют проблемы с произношением букв и звуков.
- Плохая память.
- Темперамент ребенка.
- Регрессия. Непроизвольный возврат к прочитанной фразе.
- Стресс.
Как улучшить технику чтения
Естественно, что любой родитель хочет, чтобы его ребенок читал хорошо и быстро. Можно ли что-то сделать для этого или процесс формирования навыка чтения протекает только за партой в школе?
В первую очередь необходимо понимать: чем большее давление оказывается на ребенка, тем хуже будет результат.
Чего точно делать не стоит, чтобы повысить технику чтения:
- критиковать и смеяться над ошибками;
- превращать чтение в элемент наказания;
- сравнивать результат с результатами других детей.
Уже давно есть методики, которые позволяют ребенку улучшить технику чтения. Главное запастись терпением, подходить к этому вопросу комплексно и помнить, что каждый ребенок уникален.
Улучшить технику чтения помогут:
- Скороговорки. Они не только развивают скорость речи, но и улучшают артикуляционный аппарат.
- Пересказ текст. Этот нехитрый прием направлен на развитие речи и словарного запаса ребенка, что приведет к повышению осознанности чтения.
- Разговоры с ребенком. Разговорчивая со взрослыми, ребенок повышает словарный запас, учится строить лексические конструкции и говорить красиво. Берет пример с родителей.
- Чтение. Привлекать ребенка к чтению можно по-разному. Попросите его научить читать кукол, пусть он читает младшим братьям, бабушкам и дедушкам, вам. Читайте с ребенком по ролям или по очереди. Пусть в домашней библиотеке ребенка всегда будет книги, которые отвечают его интересам и подходят по возрасту.
Хотелось бы заметить, что чтение сложный процесс, и, чтобы овладеть им на должном уровне, надо приложить немало усилий. Это длинный путь, который начинается, когда ребенок учится складывать слоги и не заканчиватся никогда.