Четырехлетние дети крайне смышлены, подвижны и очень любопытны. Для них это время увлекательных открытий, радостей и огорчений, приобретение более углубленного представления об окружающем мире. Имея представление о том, что должен уметь ребенок в 4 года, родители имеют возможность корректно шлифовать новые умения детей, становятся для них главными учителями во многих ситуациях, в то же время, оставаясь любящими папой и мамой. Не стоит сильно давить на ребенка, нужно мягко развивать его в нужном направлении.
Особенности физического развития
Отличительной чертой четырехлетнего возраста является все более возрастающая двигательная функция, управление телом продолжает прогрессировать.
- У детей существенно укрепляется костная система, при этом у мальчишек более широкими становятся плечи, а у девочек – таз. Позвоночный столб по форме имеет полное соответствие с позвоночником взрослого. Поскольку интенсивно идет процесс окостенения, родителям важно обращать внимание на правильную осанку малыша.
- Помимо изменений пропорций тела, рост касается и черепной коробки – она составляет 4/5 своего финального размера, также укрупняются челюсти, начинают выпадать молочные зубки, заменяясь постоянными. Для этого периода характерно формирование скелетных мышц, поэтому рекомендуются физические занятия с малышом и массаж ручек, ножек.
- По мере того, как повышается сила маленького человека и его быстрота, выносливее становится и сердце малыша, поэтому он спокойно переносит более значимые нагрузки. Улучшается и моторика рук, пальчики становятся подвижными, благодаря чему осваивают новые манипуляции.
- Зрительные органы тоже совершенствуются – карапуз может рассмотреть мелкие детали. Развитие мозга позволяет автоматически запоминать и сравнивать вещи, события, делать выводы, оценивать собственную работу.
По своим физическим параметрам к четырехлетию малыш прибавляет в весе до 2000 г и вырастает на 7-8 см. Как правило, в таблице указываются средние значения для девочек и мальчиков этого возраста.
Особенностями возраста, с одной стороны, являются ловкость, повышенная работоспособность, с другой быстрое исчерпание энергетических ресурсов, поэтому любые длительные физические занятия приводят к утомлению и раздражению. Это обусловлено отсутствием функциональных способностей организма к продолжительным нагрузкам, и, даже зная, что должен уметь в четыре года ваш ребенок, не стоит опережать события, изматывая его тренировками.
Детская психология в четыре года
Психологический аспект малыша – важная составляющая формирующегося характера. Понимая, что должен уметь делать четырехлетний малыш, родители могут избежать многих ошибок, связанных с воспитанием. Самое главное – обеспечить его необходимой информацией в объеме, который для него доступен.
По сути, малыш приходит к границе, разделяющей раннее детство и дошкольный возраст, и на этом переходном этапе ребенку свойственно драматизировать даже свои самые незначительные ошибки и неудачи. Это выражается в определенном пессимизме, уязвимости перед прямолинейностью родителей. Если до этого им двигали инстинкты, то теперь появление и утверждение осознанности заставляет ребенка испытывать стыд, печаль, разочарование. Если со стороны отца и матери нет понимания, а действия маленького человека не получили одобрения, он может по-настоящему расстроиться. Родители должны понимать, что, несмотря на вполне взрослые рассуждения, перед ними все тот же маленький ребенок и его по-прежнему нельзя надолго оставлять без внимания.
На рубеже четырех лет у малыша происходит формирование отношения к учебе и труду, а, играя, благодаря воображению, он создает сценарии из реальной жизни. Для него сейчас, как никогда до этого, важна собственная социальная значимость. Ребенок много общается, у него появляются друзья среди ровесников и взрослых. Возрастает интеллект, расширяется кругозор и лексикон ребенка.
Все эти аспекты должны учитываться родителями в их стремлении помочь малышу освоить новые для себя навыки.
Что должен уметь ребенок в 4 года
Нельзя судить об отклонениях в развитии по какому-то одному направлению, ведь физическое, эмоциональное и психическое формирование личности тесно связаны.
Физическое развитие ребенка в 4 года предусматривает, что он может:
- прекрасно сохранять центр тяжести при изменении темпа ходьбы или бега;
- несколько секунд стоять на одной ножке;
- подпрыгивать на 50-70 см в высоту;
- быстро бегать, практически, не падая;
- управлять трехколесным велосипедом;
- передвигаться на двухколесном велосипеде с посторонней помощью;
- не спеша передвигаться на лыжах;
- довольно хорошо держаться на воде;
- производить различные манипуляции с мячом;
- запрыгивать и спрыгивать с возвышения.
Познавательные способности увеличиваются, в связи с ростом умственной деятельности, что помогает малышу:
- быстро запоминать числа и буквы считать до 10;
- изучать иностранные языки;
- отличать родной язык от иностранного;
- подбирать к словам антонимы;
- разгадывать загадки и несложные головоломки;
- узнавать не только простые, но и более сложные геометрические фигуры;
- отличать правую сторону от левой;
- сравнивать похожие картинки и находить на них несоответствия;
- сооружать из деталей конструктора не только примитивные домики, но и ограды, мосты, высокие башенки.
Быстро возрастает словарный запас ребенка, теперь он может использовать в своей речи до 2000 и более слов, к тому же, это уже не обрывки фраз, а цельные предложения, иногда дополненные придаточными:
- малыш может сделать речевое описание, состоящее из шести предложений;
- согласные и гласные проговаривает более четко;
- речь его отличается логичностью;
- рассказывая что-то, ребенок использует все части речи, в том числе, вводные слова и предлоги;
- не путает единственное и множественное число, женский и мужской род;
- знает имена и отчества своих домочадцев;
- при знакомстве называет свое имя, а также отчество и фамилию;
- знает свой адрес, по которому проживает.
Что должен уметь ребенок в 4 года, относительно, моторной функции? Его мыслительные и речевые способности неразрывно связаны, поэтому теперь своими ручками он умеет делать многое:
- координировать работу разных пальчиков при специальной гимнастике;
- может заниматься нанизыванием бусинок на нитку;
- грамотно держит в руках карандаш, ручку или кисточку;
- делает из пластилина цветочки и несложные фигурки;
- может проводить на бумаге более ровные линии, овалы и круги;
- пользуется молниями и липучками при одевании и раздевании;
- сам развязывает и завязывает шнурки;
- пользуется ножницами.
Если регулярно тренировать память ребенка и проводить с ним занятия на концентрацию внимания, он может достигнуть следующих результатов:
- по требуемому признаку самостоятельно находить похожие предметы;
- собирать панно из пазлов, состоящих из 8-10 компонентов;
- отыскивать и объяснять различия на одинаковых картинках;
- точно повторять за взрослым целые фразы и предложения;
- довольно быстро запоминать тексты песен, стихи, отрывки прозы;
- удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь, семь минут подряд;
- запоминать все, что произошло в течение недели;
- повторять последовательность танцевальных или спортивных движений.
В возрасте четырех лет дети активно пользуются мимикой и жестами, ведь так они выражают свои эмоции.
Кроме того, теперь они способны:
- признаваться в неправильных поступках и просить прощения;
- сопереживать близким и родственникам;
- выражать бурную радость при встрече с домочадцами;
- узнавать настроение отца и матери, как и других людей, по выражению лица;
- стесняться и замыкаться в себе при виде незнакомцев.
Важным является и домашнее воспитание, отношение к некоторым обязанностям ребенка, которые возлагают на него мать и отец. Что же надо уметь в 4 года девочке и мальчику?
- помогать родителям во время уборки – малышу можно дать небольшую тряпочку для протирания стола или веник, чтобы он подмел остатки бумаги или рассыпанную крупу после занятий;
- укладывать на свои места игрушки;
- самостоятельно выбирать себе верхнюю одежду для прогулки и одеваться;
- аккуратно использовать столовые приборы и посуду;
- мыть за собой чашки и тарелки;
- вытирать посуду;
- полоть грядки и выносить сорняки;
- поставить книги на полке в нужном порядке;
- если волосики короткие, причесываться самостоятельно;
- помогать накрывать на стол и убирать с него;
- украшать вместе с мамой торты и лепить пирожки, булочки;
- умываться, чистить зубки, пользоваться полотенцем без помощи взрослых.
Если это мальчик, уметь в 4 года он должен все, что и девочка, дополнительно он может помогать маме переносить вещи, своими руками зашнуровывать свои ботинки, убирать в шкаф свои штанишки, футболки и другие вещи.
Какие развивающие занятия необходимы
Чтобы помочь своим деткам правильно и всесторонне развиваться, мамы и папы могут использовать всевозможные дошкольные учебники, раскраски, специальные развивающие игры:
- для формирования речи такие издания, как «Цветные буквы», «Учимся читать», азбуку для детей с красочными картинками, лото с буквами;
- задания по математике можно находить в пособиях «Геометрические фигуры», «Учим ребенка считать», а также игры «Математика с игральными костями», «Ориентируемся в пространстве», «Цифры-раскраски», пазлы «Тройные цифры и счет»;
- для развития памяти и внимания – программы «Развитие мышления», «Развитие памяти», карточки «Найди пару», раскраски для формирования логики, загадки Красноухова.
- если родители решили обучать малыша иностранному языку, можно воспользоваться специальными карточками и пазлами с английскими буквами или пособием «Английский с Биг Маззи».
Для расширения речевых возможностей мама или папа могут заниматься с ребенком, давая ему следующие задания:
- выполнять гимнастику для артикуляции;
- уменьшать и увеличивать слова (слон – слоненок, домик – дом и другие);
- попросить ребенка определить предмет по его описанию;
- выучить слова песни;
- выучить отрывок из детской книги или стихотворение.
Для моторики рук продолжаем заниматься сортировкой круп, камешков, бусинок, фасоли, выполнять различные манипуляции – открывать и закрывать бутылочки и баночки, завязывать более сложные узелки, рисовать заданные и воображаемые картины с помощью красок, карандашей, руками и кисточкой.
Расширять кругозор ребенка можно с помощью изучения домашних и диких животных, времен года. Хорошо, если малыш будет знать обобщающие понятия, такие как посуда, обувь, одежда, бытовая техника и многое другое. Все это пригодиться ему в жизни, и чем раньше он начнет понимать, как устроен быт и, собственно, сама жизнь, тем лучше для его формирования.
Психологи рекомендуют родителям сочетать разные виды деятельности, занимаясь с малышом. Уроки математики или изучение языка можно разбить на 15-минутные занятия с перерывами на физическую зарядку или активную игру. Так малыш будет меньше уставать и раздражаться, ведь пока еще ему очень тяжело усидеть на одном месте.
Основные правила, которых надо придерживаться:
- никогда не навязывать малышу свое мнение;
- не торопить, давать возможность полностью сконцентрироваться на своем деле и вникнуть в его суть;
- наводить на мысль и давать возможность закончить работу самостоятельно;
- проявлять доверие к инициативе ребенка и давать ему небольшие поручения, независимо от прошлого результата;
- при отлично выполненном задании, обязательно похвалить сына или дочь, но не ругать, если что-то не получилось – это может отбить у них охоту делать это в будущем.
Зная, что должен уметь ребенок в 4 года, взрослым необходимо бережно относиться ко всем начинаниям своего чада и стараться выявлять наиболее значимые его достижения. Возможно, открывшийся в детстве талант станет когда-то для малыша главным приоритетом и будущей профессией, а значит, старания папы и мамы не прошли зря.
Вы очень хорошо описали необходимые занятия с ребенком в возрасте четырех лет! У меня как раз в этом возрасте доченька) воспользуюсь рекомендациями!