Что должен уметь ребенок в 5 лет

что должен уметь ребенок в 5 лет Пятилетний малыш – это маленький, но уже очень похожий на взрослого человек, обладающий многими навыками и умениями, самостоятельный и рассудительный. В детском садике он относится к старшей группе и может обучаться на постоянной основе. Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители могут помочь ему серьезно подготовиться к школьным занятиям в недалеком будущем. В этом возрасте умения очень различаются в зависимости от предпочтений ребенка, не стоит сравнивать его с другими детишками.

Физиология и черты личности

К пяти годам малыш может существенно пойти в рост, и развитие всех его жизненных систем будет стремительно продолжаться. В целом, мальчики и девочки вырастают на 7-10 см, ежемесячно прибавляя в весе на 200 г, а в росте на 0,5 см.
За год у детей значительно увеличивается длина ног и рук, размер тазовых костей, плеч, у девочек, по сравнению с мальчиками, возрастает окружность груди.
Кости ребенка продолжают расти быстрее, чем соединительная ткань суставов и сухожилий, поэтому родителям нужно следить за осанкой малыша и не позволять ему поднимать тяжести. Это же касается и слишком активных физических упражнений. В некоторых случаях чрезмерные нагрузки приводят к плоскостопию, искривлению позвоночника и грыже, особенно, у мальчиков. Также активно продолжают развиваться органы дыхания, сердце, поверхность мозга составляет около 90% размера взрослого человека.
Характер малыша также развивается:

  1. Формирование новых психических аспектов характеризуется произвольностью памяти, восприятия и внимания, отсюда и новые черты характера, поведение, которое меняется с ростом осознанности себя и своих поступков.
  2. В возрасте 5 лет сверстники начинают играть в жизни малыша все более серьезную роль, так начинается адаптация маленького человека к социальному обществу.
  3. Основные черты характера малыша уже сформированы, и даже если он не отличается покладистостью, в пять лет он мало капризничает, не противопоставляет свое мнение мнению родителей, в большинстве случаев идет на компромисс. Агрессию он может проявлять лишь в отношении людей – своих ровесников и взрослых, которые ему категорически не нравятся.

Пять лет – это благодатный возраст, но родителям расслабляться не стоит, и поведение детей, по-прежнему, зависит от их личного примера и воспитания.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Благодаря интенсивному формированию опорно-двигательного аппарата, росту мышечной мускулатуры и развитию координации, малыш в 5 лет может уметь многое, и продолжает совершенствовать усвоенные навыки:

  • у детей этого возраста уверенная проходка, они могут свободно передвигаться по бордюру, узкой дощечке, наклонным плоскостям, хорошо сохраняя равновесие;
  • малыш обожает прыгать и делать кувырки, качаться на качелях, кружиться, в том числе и на каруселях, закрыв глаза, стоит на одной ножке, поддерживая баланс, так как его вестибулярный аппарат отлично справляется со своей работой;
  • ребенок взбирается и спускается по шведской стенке, держась не только двумя руками, но и одной, может висеть, взявшись за перекладину или горизонтальные стойки турника;
  • используя в играх мяч, дитя кидает его и ловит более точно, редко промахивается и все его движения уверенны;
  • малыши этого возраста много бегают, иногда даже на довольно большие расстояния, при этом, огибая препятствия, меняя направление, одновременно перепрыгивая через преграды, теперь прогулки с сыном и дочерью могут быть более длительными, так как ребенок становится более сильным и выносливым.
  • в 5 лет некоторые детки могут удерживаться на канате и даже взбираться по нему, поскольку ручки их тоже развиваются и обладают силой.

И этот только минимум физических умений, на которые способен пятилетний ребенок. Если родители регулярно занимаются с малышом, развивая у него мелкую моторику, то он обладает более совершенными навыками:

  • ребенок без труда закрашивает раскраски, делает все точно и аккуратно, не заходя за границы другого цвета;
  • из специального теста и пластилина может вылепить мелкие детали для более крупных поделок;
  • умеет развязывать, завязывать шнурки и косички из тесемок;
  • рисует буквы, копирует простые изображения, фигуры;
  • может правильно держать ручку, кисточку или карандаш, регулирует силу нажатия на эти принадлежности при письме и рисовании.

Многих интересует, что должен уметь делать маленький человек в 5 лет в социально-бытовом плане. Ребенок этого возраста вполне самодостаточен и подолгу может играть один, но у него уже появляется стремление к совместным играм и времяпровождению.

Все бытовые действия, привитые ему взрослыми раньше, он делает уверенно и самостоятельно:

  • сам умывается и чистит зубки по утрам и вечерам;
  • приходя с прогулки, разувается, снимает уличную одежду и раскладывает свои вещи по местам;
  • может сам помыться, намыливая свои ручки, ножки и другие части тела, потереться мочалкой, но это лучше делать под контролем мамы или папы;
  • перед принятием пищи малыш сам идет и моет руки;
  • с уверенностью держит столовые приборы.

Кроме того, малыш уже может помогать маме в таких делах, как:

  • полив цветов;
  • уборка постелей;
  • самостоятельное приготовление завтрака из молока и хлопьев;
  • вынос сора в мусоропровод;
  • наведение порядка на столе после еды и своих занятий – письма, рисования, лепки.

Особое место занимает умственное развитие ребенка в 5 лет, что неразрывно связано с речью и памятью.

Особенности мышления пятилетнего ребенка

Поскольку в 5 лет у детей бурно развиваются лобные доли мозга, у них появляется ассоциативная память, которая помогает им делать логичные выводы, обобщать события, сравнивать, определять причины и следствия.
В этом возрасте значительно вырастает и активность в плане познания окружающего мира, теперь малыш быстрее и лучше запоминает информацию, причем в большом количестве. В этот благодатный момент, когда у ребенка возникает желание обучаться, родителям надо понимать, что любые умственные перегрузки не желательны, но если подавать знания последовательно и не торопясь, то можно добиться хороших результатов.

Что может уметь ребенок в 5 лет, если родители уделяли время обучению? Оказывается, немало:

  • отличает основные цвета и оттенки, знает их названия, может показать, как пример;
  • считает до 10, различает цифры и то, как называется каждая, производит простейшие расчеты на сложение и вычитание;
  • делает различие между геометрическими фигурами, как простыми, так и сложными;
  • отгадывает загадки и ребусы простого содержания;
  • распознает времена года, дни, месяцы и недели;
  • большинство букв малышу уже знакомо, пишет он их с помощью клеточек и без;
  • собственноручно, без помощи взрослых складывает пазлы из 10 элементов, а детали конструктора по заданному образцу;
  • легко отыскивает предмет, не вписывающиеся отдельные понятия;
  • особо одаренные детки умеют читать, складывая слоги.

Чтобы логическое мышление развивалось у ребенка и дальше, в этот период ему нужно много читать, рассказывать, уже можно использовать более серьезные детские книги и даже энциклопедии, в которых объяснения даются простым, доступным языком. Темы могут быть разными – природа, погода, животные и многое другое.

Относительно словарного запаса, то он у детей уже достигает 2000 слов. Мысли свои малыш уже излагает понятно и вразумительно, в его речи заметно прослеживается логика, хотя, конечно же, она еще детская и наивная.

  • ребенок умеет использовать все словесные формы, применяет времена и наклонения глаголов, наречия, разные формы прилагательных;
  • в этом возрасте дитя знает многих людей и может назвать их не только по имени, но и по фамилии, отчеству, также может рассказать не только, в каком городе он проживает, но и какая это область;
  • родители бывают в восторге от того с каким старанием малыш повествует о происшедших с ним событиях, используя восклицательные и вопросительные интонации;
  • самое интересное, что пятилетние дети уже могут поправлять сами себя, если сказали что-то неправильно.

Хотя малыши продолжают копировать взрослых, но в их речи явно прослеживаются свои собственные мысли и выводы, поэтому общение с ребенком в этот момент особенно важно.
Память у пятилетних детей продолжает развиваться и становится все более сознательной. Чтобы она максимально формировалась и дальше, нужно объяснять дочери или сыну смысл незнакомых слов, ситуаций, названий. Многих интересует, что должен уметь в пять лет малыш в отношении этого важного свойства человеческого мозга?
Вот перечень этих действий, при условии нормального развития:

  • малыш способен, одновременно, запомнить до 7-8 предметов;
  • хорошо запоминает отрывки прозы и стихи, легко подбирает рифму к окончанию слов;
  • разные события может пересказывать в непосредственной последовательности;
  • концентрация внимания достигает у пятилетних детей 15 минут, в течение которых они обучаются, не отвлекаясь на посторонние вещи;
  • теперь им гораздо легче дается находить отличия на картинках, они могут описать некоторые свойства предметов, дать короткую характеристику и назначение бытовых принадлежностей;
  • дети отлично запоминают незнакомые, даже иностранные слова и их значение.

Все эти новые умения говорят о том, что ребенок взрослеет, формируется не только его физиология, мозг, но и постепенно появляются новые черты характера, особенно это заметно на примере девочек и мальчиков этого возраста.

Пятилетние мальчики и девочки: отличия в развитии

В пять лет малыши разного пола уже прекрасно осознают свои различия и половую принадлежность. Если это мальчик, уметь в 5 лет он может все то же, что и девочка, но воспитание его существенно отличается. В малыше следует поощрять чисто мужские качества, чтобы он не вырос слабовольным, маменькиным сынком, и всегда смог постоять за себя и свои убеждения. Поэтому мальчиков рекомендуется хвалить за смелые и честные поступки, а отчитывать очень осторожно и в исключительных ситуациях, так как унижение маленького человека любого пола недопустимо.
В процессе воспитания важно все – соответствующие игрушки, мелкие поручения, знакомство с бытовыми инструментами. Мальчик должен ежедневно видеть перед собой рыцарское отношение отца к матери и другим женщинам. Для физического развития малыша можно оборудовать комнату под тренажерный зал – это даст ребенку возможность выплескивать свою энергию и привьет любовь к спорту.
А что же нужно уметь в 5 лет девочке, и как правильно воспитывать малышку? В этом случае, как отцу, так и матери надо быть крайне деликатными, ведь в это время закладывается нравственность и моральная основа поведения будущей женщины. Девочка этого возраста изо всех сил старается быть похожей на свою маму и во всем ей подражает. С малышкой надо постоянно разговаривать, важные убеждения надо подавать в игровой форме. В характер девочки важно заложить чуткость, сострадание и нежность. Попутно мама может учить ее простому рукоделью, несложной готовке, уборке комнаты. И, конечно, воспитание, так же как и обучение должно быть более мягким. Обязательно подчеркивайте, что девочка очень красивая и милая, чтобы у нее была нормальная самооценка.
Для полноценного развития детей обоих полов родителями должны быть предусмотрены развивающие игры и занятия:

  • обучение родному и иностранному языку по методу Зайцева, игровая методика game method с использованием аудио-лингвального и визульного способа;
  • настольные игры, пазлы и мозаики на время;
  • ролевые игры (в больницу, школу, маму и папу);
  • изучение компьютера (не более 30 минут в день);
  • некоторые компьютерные игры для улучшения сообразительности и реакции (не более полчаса в день);
  • для физического развития, координации – догонялки, жмурки и прятки, любые подвижные игры, гимнастика;
  • для развития творческого потенциала и воображения – рисование самостоятельных эскизов, сюжетов, лепка усложненных фигурок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители должны способствовать его физическому формированию, а также уделять внимание всестороннему развитию личности малыша. Для этого существует огромное количество развивающих игр, пособий, интересных книг и просто полезных домашних заданий. Обязательно прислушивайтесь к пожеланиям и стремлению малыша — если он интересуется рисование, уделяйте этому занятию больше времени, пусть даже в ущерб другим занятиям. В этом возрасте просыпается талант и наклонности ребенка, не загубите их на корню.

Оцените статью
Советы мамам
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    Вот спасибо за статью, очень полезный материал. Сейчас думаю над тем какую информацию нужно дать для родителей и статья натолкнула на мысль о папке передвижке для родителей. Коротко расскажу родителям о том, что должен ребёнок знать и уметь в этом возрасте.

    Ответить
Adblock
detector