Пятилетний малыш – это маленький, но уже очень похожий на взрослого человек, обладающий многими навыками и умениями, самостоятельный и рассудительный. В детском садике он относится к старшей группе и может обучаться на постоянной основе. Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители могут помочь ему серьезно подготовиться к школьным занятиям в недалеком будущем. В этом возрасте умения очень различаются в зависимости от предпочтений ребенка, не стоит сравнивать его с другими детишками.
Физиология и черты личности
К пяти годам малыш может существенно пойти в рост, и развитие всех его жизненных систем будет стремительно продолжаться. В целом, мальчики и девочки вырастают на 7-10 см, ежемесячно прибавляя в весе на 200 г, а в росте на 0,5 см.
За год у детей значительно увеличивается длина ног и рук, размер тазовых костей, плеч, у девочек, по сравнению с мальчиками, возрастает окружность груди.
Кости ребенка продолжают расти быстрее, чем соединительная ткань суставов и сухожилий, поэтому родителям нужно следить за осанкой малыша и не позволять ему поднимать тяжести. Это же касается и слишком активных физических упражнений. В некоторых случаях чрезмерные нагрузки приводят к плоскостопию, искривлению позвоночника и грыже, особенно, у мальчиков. Также активно продолжают развиваться органы дыхания, сердце, поверхность мозга составляет около 90% размера взрослого человека.
Характер малыша также развивается:
- Формирование новых психических аспектов характеризуется произвольностью памяти, восприятия и внимания, отсюда и новые черты характера, поведение, которое меняется с ростом осознанности себя и своих поступков.
- В возрасте 5 лет сверстники начинают играть в жизни малыша все более серьезную роль, так начинается адаптация маленького человека к социальному обществу.
- Основные черты характера малыша уже сформированы, и даже если он не отличается покладистостью, в пять лет он мало капризничает, не противопоставляет свое мнение мнению родителей, в большинстве случаев идет на компромисс. Агрессию он может проявлять лишь в отношении людей – своих ровесников и взрослых, которые ему категорически не нравятся.
Пять лет – это благодатный возраст, но родителям расслабляться не стоит, и поведение детей, по-прежнему, зависит от их личного примера и воспитания.
Что должен уметь ребенок в 5 лет
Благодаря интенсивному формированию опорно-двигательного аппарата, росту мышечной мускулатуры и развитию координации, малыш в 5 лет может уметь многое, и продолжает совершенствовать усвоенные навыки:
- у детей этого возраста уверенная проходка, они могут свободно передвигаться по бордюру, узкой дощечке, наклонным плоскостям, хорошо сохраняя равновесие;
- малыш обожает прыгать и делать кувырки, качаться на качелях, кружиться, в том числе и на каруселях, закрыв глаза, стоит на одной ножке, поддерживая баланс, так как его вестибулярный аппарат отлично справляется со своей работой;
- ребенок взбирается и спускается по шведской стенке, держась не только двумя руками, но и одной, может висеть, взявшись за перекладину или горизонтальные стойки турника;
- используя в играх мяч, дитя кидает его и ловит более точно, редко промахивается и все его движения уверенны;
- малыши этого возраста много бегают, иногда даже на довольно большие расстояния, при этом, огибая препятствия, меняя направление, одновременно перепрыгивая через преграды, теперь прогулки с сыном и дочерью могут быть более длительными, так как ребенок становится более сильным и выносливым.
- в 5 лет некоторые детки могут удерживаться на канате и даже взбираться по нему, поскольку ручки их тоже развиваются и обладают силой.
И этот только минимум физических умений, на которые способен пятилетний ребенок. Если родители регулярно занимаются с малышом, развивая у него мелкую моторику, то он обладает более совершенными навыками:
- ребенок без труда закрашивает раскраски, делает все точно и аккуратно, не заходя за границы другого цвета;
- из специального теста и пластилина может вылепить мелкие детали для более крупных поделок;
- умеет развязывать, завязывать шнурки и косички из тесемок;
- рисует буквы, копирует простые изображения, фигуры;
- может правильно держать ручку, кисточку или карандаш, регулирует силу нажатия на эти принадлежности при письме и рисовании.
Многих интересует, что должен уметь делать маленький человек в 5 лет в социально-бытовом плане. Ребенок этого возраста вполне самодостаточен и подолгу может играть один, но у него уже появляется стремление к совместным играм и времяпровождению.
Все бытовые действия, привитые ему взрослыми раньше, он делает уверенно и самостоятельно:
- сам умывается и чистит зубки по утрам и вечерам;
- приходя с прогулки, разувается, снимает уличную одежду и раскладывает свои вещи по местам;
- может сам помыться, намыливая свои ручки, ножки и другие части тела, потереться мочалкой, но это лучше делать под контролем мамы или папы;
- перед принятием пищи малыш сам идет и моет руки;
- с уверенностью держит столовые приборы.
Кроме того, малыш уже может помогать маме в таких делах, как:
- полив цветов;
- уборка постелей;
- самостоятельное приготовление завтрака из молока и хлопьев;
- вынос сора в мусоропровод;
- наведение порядка на столе после еды и своих занятий – письма, рисования, лепки.
Особое место занимает умственное развитие ребенка в 5 лет, что неразрывно связано с речью и памятью.
Особенности мышления пятилетнего ребенка
Поскольку в 5 лет у детей бурно развиваются лобные доли мозга, у них появляется ассоциативная память, которая помогает им делать логичные выводы, обобщать события, сравнивать, определять причины и следствия.
В этом возрасте значительно вырастает и активность в плане познания окружающего мира, теперь малыш быстрее и лучше запоминает информацию, причем в большом количестве. В этот благодатный момент, когда у ребенка возникает желание обучаться, родителям надо понимать, что любые умственные перегрузки не желательны, но если подавать знания последовательно и не торопясь, то можно добиться хороших результатов.
Что может уметь ребенок в 5 лет, если родители уделяли время обучению? Оказывается, немало:
- отличает основные цвета и оттенки, знает их названия, может показать, как пример;
- считает до 10, различает цифры и то, как называется каждая, производит простейшие расчеты на сложение и вычитание;
- делает различие между геометрическими фигурами, как простыми, так и сложными;
- отгадывает загадки и ребусы простого содержания;
- распознает времена года, дни, месяцы и недели;
- большинство букв малышу уже знакомо, пишет он их с помощью клеточек и без;
- собственноручно, без помощи взрослых складывает пазлы из 10 элементов, а детали конструктора по заданному образцу;
- легко отыскивает предмет, не вписывающиеся отдельные понятия;
- особо одаренные детки умеют читать, складывая слоги.
Чтобы логическое мышление развивалось у ребенка и дальше, в этот период ему нужно много читать, рассказывать, уже можно использовать более серьезные детские книги и даже энциклопедии, в которых объяснения даются простым, доступным языком. Темы могут быть разными – природа, погода, животные и многое другое.
Относительно словарного запаса, то он у детей уже достигает 2000 слов. Мысли свои малыш уже излагает понятно и вразумительно, в его речи заметно прослеживается логика, хотя, конечно же, она еще детская и наивная.
- ребенок умеет использовать все словесные формы, применяет времена и наклонения глаголов, наречия, разные формы прилагательных;
- в этом возрасте дитя знает многих людей и может назвать их не только по имени, но и по фамилии, отчеству, также может рассказать не только, в каком городе он проживает, но и какая это область;
- родители бывают в восторге от того с каким старанием малыш повествует о происшедших с ним событиях, используя восклицательные и вопросительные интонации;
- самое интересное, что пятилетние дети уже могут поправлять сами себя, если сказали что-то неправильно.
Хотя малыши продолжают копировать взрослых, но в их речи явно прослеживаются свои собственные мысли и выводы, поэтому общение с ребенком в этот момент особенно важно.
Память у пятилетних детей продолжает развиваться и становится все более сознательной. Чтобы она максимально формировалась и дальше, нужно объяснять дочери или сыну смысл незнакомых слов, ситуаций, названий. Многих интересует, что должен уметь в пять лет малыш в отношении этого важного свойства человеческого мозга?
Вот перечень этих действий, при условии нормального развития:
- малыш способен, одновременно, запомнить до 7-8 предметов;
- хорошо запоминает отрывки прозы и стихи, легко подбирает рифму к окончанию слов;
- разные события может пересказывать в непосредственной последовательности;
- концентрация внимания достигает у пятилетних детей 15 минут, в течение которых они обучаются, не отвлекаясь на посторонние вещи;
- теперь им гораздо легче дается находить отличия на картинках, они могут описать некоторые свойства предметов, дать короткую характеристику и назначение бытовых принадлежностей;
- дети отлично запоминают незнакомые, даже иностранные слова и их значение.
Все эти новые умения говорят о том, что ребенок взрослеет, формируется не только его физиология, мозг, но и постепенно появляются новые черты характера, особенно это заметно на примере девочек и мальчиков этого возраста.
Пятилетние мальчики и девочки: отличия в развитии
В пять лет малыши разного пола уже прекрасно осознают свои различия и половую принадлежность. Если это мальчик, уметь в 5 лет он может все то же, что и девочка, но воспитание его существенно отличается. В малыше следует поощрять чисто мужские качества, чтобы он не вырос слабовольным, маменькиным сынком, и всегда смог постоять за себя и свои убеждения. Поэтому мальчиков рекомендуется хвалить за смелые и честные поступки, а отчитывать очень осторожно и в исключительных ситуациях, так как унижение маленького человека любого пола недопустимо.
В процессе воспитания важно все – соответствующие игрушки, мелкие поручения, знакомство с бытовыми инструментами. Мальчик должен ежедневно видеть перед собой рыцарское отношение отца к матери и другим женщинам. Для физического развития малыша можно оборудовать комнату под тренажерный зал – это даст ребенку возможность выплескивать свою энергию и привьет любовь к спорту.
А что же нужно уметь в 5 лет девочке, и как правильно воспитывать малышку? В этом случае, как отцу, так и матери надо быть крайне деликатными, ведь в это время закладывается нравственность и моральная основа поведения будущей женщины. Девочка этого возраста изо всех сил старается быть похожей на свою маму и во всем ей подражает. С малышкой надо постоянно разговаривать, важные убеждения надо подавать в игровой форме. В характер девочки важно заложить чуткость, сострадание и нежность. Попутно мама может учить ее простому рукоделью, несложной готовке, уборке комнаты. И, конечно, воспитание, так же как и обучение должно быть более мягким. Обязательно подчеркивайте, что девочка очень красивая и милая, чтобы у нее была нормальная самооценка.
Для полноценного развития детей обоих полов родителями должны быть предусмотрены развивающие игры и занятия:
- обучение родному и иностранному языку по методу Зайцева, игровая методика game method с использованием аудио-лингвального и визульного способа;
- настольные игры, пазлы и мозаики на время;
- ролевые игры (в больницу, школу, маму и папу);
- изучение компьютера (не более 30 минут в день);
- некоторые компьютерные игры для улучшения сообразительности и реакции (не более полчаса в день);
- для физического развития, координации – догонялки, жмурки и прятки, любые подвижные игры, гимнастика;
- для развития творческого потенциала и воображения – рисование самостоятельных эскизов, сюжетов, лепка усложненных фигурок.
Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители должны способствовать его физическому формированию, а также уделять внимание всестороннему развитию личности малыша. Для этого существует огромное количество развивающих игр, пособий, интересных книг и просто полезных домашних заданий. Обязательно прислушивайтесь к пожеланиям и стремлению малыша — если он интересуется рисование, уделяйте этому занятию больше времени, пусть даже в ущерб другим занятиям. В этом возрасте просыпается талант и наклонности ребенка, не загубите их на корню.
Вот спасибо за статью, очень полезный материал. Сейчас думаю над тем какую информацию нужно дать для родителей и статья натолкнула на мысль о папке передвижке для родителей. Коротко расскажу родителям о том, что должен ребёнок знать и уметь в этом возрасте.