Еще недавно малыш с трудом ползал и учился вставать на ножки с помощью опоры, но время идет, ребенок быстро развивается и растет – в полугодовалом возрасте он уже начинает активно познавать мир. От ползанья переходит к уверенной ходьбе и даже быстрому бегу, все больше проявляя самостоятельность и характер. Молодым, неопытным мамам и папам важно знать, что должен уметь ребенок в 1,5 года. Возможно, в своих способностях и умениях сын или дочь успели перегнать своих сверстников, или, наоборот, по каким-то причинам происходит отставание.
Физиология малыша
Особенностью физиологического развития малыша в полтора года является то, что передвигаться он начинает по-другому – его ручки прижаты к телу и согнуты в локтевых суставах. В связи с тем, что появляются отличия в движениях плеч и рук, происходит формирование определенных особенностей походки, а при ходьбе левая ножка и правая ручка совершают одновременные действия.
Теперь в вертикальной позе малыша, как при статике, так и динамике появляется устойчивость, позволяющая интенсивно развиваться ногам. Постепенно колени и бедра ребенка разгибаются, вырабатывается подошвенный сгиб, дающий возможность опоры на пятку и затем на пальчики.
Малыш без труда самостоятельно встает из разных положений тела и ему не требуется поддержка, а на смену простым движениям приходит осваивание комбинированных действий. Благодаря быстро формирующемуся чувству равновесия, полугодовалый ребенок может подниматься и опускаться по ступеням, шагать назад. Несмотря на то, что иногда он падает из-за отсутствия полностью развитой ножной и зрительной координации, это случается все реже. В целом, шаг его совершенствуется, становится равномерным, а функциональность конечностей усложняется.
Чтобы понять, насколько успешно продвигается развитие ребенка в 1,5 года, нужно взглянуть на таблицу показателей его роста, веса, размеров груди и головы.
Разумеется, все предоставленные параметры, указывающие норму, достаточно относительны и варьируются в зависимости от генетических особенностей, поэтому не всегда отклонение считается патологией. В среднем, вес детей в это время вырастает на 3-4 кг, а рост их прибавляется на 10-12 см.
Эмоциональное и психическое развитие
В возрасте 1,5 года ребенок хорошо знает своих родителей и всех членов семьи, узнает соседей и гостей, приходящих в дом. Поскольку в это время активно формируется его характер, отношение к разным людям у малыша может быть неоднозначным.
Особенностями эмоционального развития крохи в этот период является:
- общительность;
- расширение интересов;
- подражание взрослым;
- сильная привязанность к родным людям;
- переживания, если рядом нет мамы или папы;
- выраженное проявление положительных и негативных эмоций, вплоть до истерики.
По причине психологической зависимости от взрослых, отсутствие родственников, а тем более их потеря, может вызывать у ребенка сильный стресс. Именно в это время полуторогодовалый ребенок учится манипулировать слабостями домочадцев, поэтому повода к этому давать нельзя.
Приятным бонусом для родителей становится то, что в этом возрасте ребенок уже не подвержен страхам, беспокоящим его в грудном периоде. Он не боится громких и неожиданных звуков, спокойнее относится к нестандартным событиям. Только незнакомые люди могут вызывать у него опасения.
Еще одной отличительной чертой возраста является некоторая погруженность в себя, ребенок может веселиться и играть с другими детьми, но при этом, строго блюдет свои интересы, поэтому бесполезно взывать к совести малыша, если он отнял чужую игрушку. Это естественное, психоэмоциональное состояние, которое чуть позже пройдет самостоятельно.
Новые умения ребенка в 1,5 года
В это время существенно возрастает интеллектуальный уровень малыша – он становится более сообразительным, постоянно задает вопросы, узнает предметы, если даже не знает, как произнести их название. К этому моменту дети уже знают до 300 слов, правда, активно используют только 30 из них. Стоит отметить, что одни детки больше употребляют глаголы, а другие – существительные, когда обобщают увиденное. Некоторые дети долго молчат, но, как правило, начиная говорить позже, они изумляют родителей качеством и логичностью своей речи. Самое интересное, что раньше начинают разговаривать девочки. Предполагается, что малыш должен уметь в полтора года составлять простые короткие предложения – это случается, но не всегда.
Постепенно ребенок осваивает новые игры, у него появляются увлечения и особые пристрастия, одновременно с этим, растут навыки малыша. На самом деле, к возрасту 1,5 лет малыш способен делать многое из того, что раньше ему не удавалось.
На физическом плане:
- малыш уверенно ходит – вперед, назад, по кругу, обходит препятствия, реже спотыкается, а тем более падает;
- может подниматься по лестнице, хотя спуск дается ему тяжелее;
- умеет сидеть на корточках;
- играет с мячиком;
- самостоятельно открывает двери в квартире.
Умственное развитие позволяет ребенку быстро осваивать новые знания, и он достигает следующих результатов:
- понимает, что такое размер и форма того или иного предмета;
- различает геометрические фигуры;
- прекрасно ориентируется, где кубик, а где – шар;
- почти сразу после объяснения способен безошибочно собрать пирамиду;
- создает рисунки в виде линий, овалов, кругов;
- слушает музыку, реагируя на медленный и быстрый темп, мажор и минор;
- с удовольствием танцует;
- произнося слова, жестикулирует, а на его личике отражается мимика;
- сам переворачивает страницы, показывая любимые картинки.
В связи с улучшением координации и возросшими интеллектуальными способностями, малыш осваивает более сложные игры, в которых требуется проявить смекалку, воспользоваться подражанием действий взрослых или ровесников, заменить один предмет другим или использовать его для достижения цели.
Родителей часто интересует, что должен уметь ребенок в полтора года в бытовом плане:
- с разной степенью успешности в этом возрасте все дети уже едят ложкой, хотя делать это аккуратно получается не всегда;
- пользуются чашкой, стараясь не проливать напиток;
- сами просятся на горшок;
- самостоятельно снимают верхнюю одежду и обувь;
- если перепачкано личико, ручки или одежда, малыш может выражать недовольство и раздражение.
Это существенный прогресс, но понятно, что процесс развития не может проходить одинаково у разных детишек, ведь многое зависит от их индивидуальных особенностей. Однако знание того, что должен уметь ребенок в 1,5 года, поможет взрослым понять, все ли в порядке с их сыном или дочерью.
Что должен уметь ребенок в 1,5 года
Детки разных полов развиваются неодинаково из-за индивидуальной в каждом случае физиологии, поэтому взрослым необходимо понимать, что должен уметь делать и как вести себя их ребенок в ответственном возрасте, когда он уже начинает чувствовать себя личностью.
Что нужно уметь в 1,5 года девочке, и что свойственно только ей:
- естественным считается, когда малышка максимально эмоционально проявляет свои чувства;
- любит ласку, сама обнимает и целует папу и маму;
- особенную привязанность испытывает к матери;
- у девочки часто наблюдаются перепады настроения – ранимая психика заставляет ребенка часто смеяться и также часто расстраиваться, бурно проявляя свое разочарование в слезах.
Закономерно возникает вопрос – должен ли мальчик уметь в 1,5 года то же самое? В этом случае поведение ребенка качественно отличается:
- он спокоен, обладает завидной выдержкой, чаще всего, находится в уравновешенном настроении;
- необычайно общителен;
- готов делиться своими вещами и игрушками не только со сверстниками, но и со взрослыми;
- уверен в своих действиях, может проявлять интерес к девочкам своего возраста.
Вообще, в эмоциональном плане, такие различия тоже относительны, ведь маленький человек уже имеет характер, который становится все более выраженным с каждым днем. Некоторые девочки могут проявлять мужские качества, а у мальчика — девчачьи. Не стоит переживать из-за этого, принимайте ребенка с любым характером.
Когда состояние малыша вызывает беспокойство
Следить за ростом и развитием своих детей родители должны постоянно, начиная с самых первых дней. Проверять такие показатели до года рекомендуется раз в месяц, а позже – в два или три месяца. Специальные таблицы можно использовать вплоть до того времени, пока ребенок не пойдет в школу.
Важное значение в отклонениях от стандартных значений имеют такие факторы, как:
- правильное питание матери в период беременности;
- рацион женщины во время естественного вскармливания;
- доношенность или ранние роды.
Начинать беспокоиться по этому поводу можно, когда в возрасте полутора лет рост мальчика отличается от ориентировочных параметров на 7 см, а у девочек на 6 см. Что касается веса, то у мальчишек это расхождение на 3 кг, а у девочек – на 2, 5 кг. В таких случаях, исключая генетический аспект, лучше обратиться к доктору. Конечно, важно обращать внимание и на другие стороны развития ребенка и, по возможности, помогать ему в этом.
Полезные советы родителям
Соблюдая важные рекомендации, можно помочь малышу развиваться быстрее и успешнее.
Основные задачи папы и мамы на этот период:
- приучить ребенка к определенному распорядку дня;
- приобщить малыша к зарядке и водным процедурам;
- составить сбалансированное меню и постараться сформировать правильное пищевое поведение;
- развивать физические и умственные способности ребенка с помощью игрушек и специальных игр.
В полтора года важно регулярно играть и проводить занятия с малышом, направления развивающих игр могут быть самыми разными:
- необходимо, чтобы ребенок научился выбирать разные предметы и сортировал их по размеру, цвету, форме;
- сборка красочных пазлов – одно из любимых детьми увлечений, которым они могут заниматься часами;
- всевозможные конструкторы, ориентированный на этот возраст, не менее полезны и увлекательны для малыша;
- можно приобрести яркие мозаики, которые помогут детям правильно идентифицировать разные цвета и их сочетания;
- для развития моторной функции используют фасоль, горох, орехи, бусины, макароны разной формы, смысл – собрать все предметы в ведерко, при смешивании разных компонентов задачей малыша является разобрать продукты по разным баночкам. Но родители обязательно должны находиться рядом и следить, чтобы ребенок не проглотил мелкие предметы;
- хорошо развивают моторику ручек, а также координацию и воображение уроки рисования с помощью безопасных красок, мелков.
В этот период можно приобретать малышу машинки и каталки, которые он будет толкать и возить. Можно учить его разворачивать предметы, чистить сваренное вкрутую яйцо, открывать и закрывать баночки, пластиковые бутылки, застегивать и расстегивать молнии и липучки. Абсолютно все эти занятия пойдут ему на пользу и дадут возможность лучше изучить окружающий его мир.
В полтора года ребенок активно учиться управлять своим телом, поэтому задачей взрослых является всяческое поощрение его новых действий – игры дома и на свежем воздухе должны стать необходимой частью жизни малыша, он уже может играть с мячом, что обычно вызывает у него массу положительных эмоций.
Гулять с детьми в этот период необходимо не меньше шести часов в день, разделив это время на несколько прогулок. Но, поскольку малыш еще может падать, родители должны особенно внимательно следить за тем, чтобы он не нанес себе травм, что в уличных условиях вполне возможно.
Днем спать полугодовалому ребенку необходимо по 3 часа, а ночью около 10 часов. Приемы пищи рекомендуются через каждые 4 часа, исходя из того, что завтракает малыш не позже чем через полтора часа после сна, а ужинает за час до отправления в кровать.
Узнавая, что должен уметь ребенок в 1,5 года, молодые родители, еще не обладающие должным опытом, бывают изумлены целым перечнем необходимых навыков. Но ребеночек растет, и каждый день, получая свежую информацию, поражает папу и маму не только своей неуемной энергией, но и стремительным впитыванием знаний, которые он сразу применяет в своих играх и важных делах. А родителям остается поощрять его самостоятельность и помогать в освоении новых вершин.