Девятый месяц жизни – это очень важный рубеж для ребенка в плане развития и медицинского обследования. Врачи называют его эпикризным сроком, когда малыша полностью смотрят и проверяют, насколько он развит. Но и сами родители могут определить, насколько хорошо развивается ребенок, сравнив его умения с усредненным перечнем того, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Это лишь ориентировочные данные, которые могут примерно указать тенденцию развития.
Физиологическое развитие
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает собой уже полноценного, а не беспомощного карапуза, который способен самостоятельно передвигаться по комнате и ярко выражать свое личное отношение к тем или иным вещам.
Что должен уметь делать малыш, так это:
- Активно готовиться к тому, что скоро будет ходить. В этот период полностью укрепляется мускулатура бедер и плеча, продолжает развиваться нервная мускулатура.
- Органы чувств на данном этапе отлично развиты, у малыша с каждым днем будет улучшаться звуковое восприятие. Теперь ребенок не только способен слышать и воспринимать звуки с соседних помещений, но и ассоциировать их с теми знаниями, которые уже приобрел. К примеру, если он услышит звон кастрюль или тарелок ему станет ясно, что скоро кушать и все будут садиться за стол.
- Грандиозное развитие происходит и в эмоциональной сфере. Карапуз полностью способен продемонстрировать свои эмоции, показав радость и грусть, огорчение и удовольствие, обиду и прочее.
- У большинства детей с 9 месяцев начинают прорезаться вторые резцы. Сперва они растут на верхней челюсти, через некоторое время становятся заметны на нижней. Поскольку в этот период активно развивается челюсть, необходимо предлагать крохе какие-то твердые вкусности, чтобы он постоянно жевал.
Физическое развитие
На протяжении девятого месяца ребенок набирает дополнительно около 500 грамм и увеличивается в росте примерно на 1,5 сантиметра. Окружность груди и головы тоже стает больше на 0,5- 1 сантиметр. Каждый родитель знает, что развитие малышей происходит индивидуально, но для того чтобы понимать, все ли в порядке, существует таблица с показателями приблизительных критерий, которым он должен отвечать.
Если вдруг указанные показатели сильно отличаются от реальных значений – это повод обратиться на консультацию к врачу для детального обследования.
Развитие моторики
В этой сфере многое изменилось со времени рождения. Ребенок взрослеет и стает похож на своих родителей и старается полностью скопировать их повадки. Сейчас рассмотрим детальнее, чему он научился на протяжении всего этого времени.
Крупная моторика
Положено уметь в 9 месяцев девочке и мальчику:
- Самостоятельно сидеть, причем, не используя опору на протяжении 10 минут. Более этого, из положения сидя малыш уже должен учиться или уметь ложиться без посторонней помощи.
- Младенец со всей уверенностью без проблем встает на прямые ножки, крепко держась за опору. Простояв некоторое время, дитё самостоятельно может опуститься на землю.
- Иногда ребенок бывает настолько активен, что держась за опору способен перемещаться на недалекие расстояния. Это первые шаги к тому, что он скоро начнет ходить.
- Должен к этому времени ребенок и уверенно ползать. Многие из них все еще ползают не вперед, а назад, некоторые уже делают это правильно. В любом случаи к возрасту 10 месяцев все будут уметь ползать в обе стороны.
- Ко всем навыкам добавляются и ритмичные танцевальные движения. Теперь, когда малыш слышит музыку, он начинает двигаться и прыгать, при этом его радости нет границ. Еще большее удовольствие ему приносит то, когда мама, напевая песенку, танцует с ним за ручки вместе.
Мелкая моторика
- 9 месячный ребенок должен проявлять разнообразие в навыках игры со своими игрушками. Речь идет о том, что теперь он не просто кидает их об пол или стучит, но вместе с этим использует по назначению. К примеру, мячик он способен катать, погремушкой греметь, мелкие предметы вложить в более крупные.
- На этой стадии у крохи формируется щипковый захват. Теперь он способен поднять с пола небольшие предметы, взяв их двумя-тремя пальчиками.
Помните, что прежде чем отправлять карапуза ползать по полу обязательно пропылесосьте его. Малыши часто все тянут в рот, а это большой риск того, что они могут поперхнуться мелкими деталями.
- Очень большой интерес у крох проявляется к тем игрушкам, которые имеют подвижные механизмы в виде рычажков или колесиков.
Коммуникация и взаимодействие с внешним миром
- Детки с каждым месяцем становятся все более болтливыми и легко идут на контакт. Пытаются активно общаться с другими карапузами, потому только увидев другого ребенка, моментально ползут в его сторону, подражают действиям и пробуют познакомиться.
Интересно отметить тот факт, что часто из солидарности, когда начинает плакать один ребенок, его крик подхватывает второй, даже если у него нет на это абсолютно никак реальных причин.
- На этом периоде развития детки постоянно пытаются скопировать действия взрослых. Именно потому их легко научить играть в «ку-ку» или «ладошки», если они не знали этих игр до того.
- Дальше продолжает развиваться понимание речи и ассоциации с предметами. Малыш уже хорошо знает, как его зовут, и оборачивает головку к человеку, который произносит имя. Если это кто-то из родных, кроха демонстрирует радость, начинает улыбаться и махать рукой.
- Если родители называют знакомый предмет, дитё начинает искать его глазками и показывать пальчиком в ту сторону.
- Некоторые из детей уже вполне осознанно произносят свои первые слова. Часто это «мама» или «папа».
Перечень того, что должен уметь ребенок в 9 месяцев
Для того чтобы родители понимали, все ли в порядке с развитием их малыша, они должны ориентироваться, какие навыки к этому возрасту он должен иметь.
- Первое и главное, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, так это активно двигаться, ползать, ходить на четвереньках и стоять с помощью опоры. Более этого, дитё может понемногу переступать ножками, крепко держась за опору.
- В позиции лежа он без проблем переворачивается на спинку, самостоятельно садится и ложится (из положения сидя).
- В этом возрасте карапуз понимает, что из коробки нужно доставать игрушки, чем и занимается. Часто можно наблюдать за процессом, когда игрушки сначала достаются из коробки, потом начинают складываться обратно.
- Если родители научили малыша, где у него находятся ручки, ножки, щечки и другие части тела, он сможет их показать на просьбу родных.
- Обычно детки еще не берут предметы целиком, а лишь несколькими пальчиками. Так им пока удобней и практичней.
- Карапуз пробует хитрить и манипулировать мамой так, как хочет. Потому весьма важно мягко пережить этот момент, не поддаваясь под влияние и находить с ним общий язык.
Не всегда правильно прибегать по первому крику ребенка и давать ему то, что он просит. Малыш должен понимать что можно, а чего нельзя, иначе есть шанс воспитать его капризным и разбалованным.
Немедленно обратитесь к врачу, если вдруг заметили:
- Что ребенок не способен удерживать равновесие во время положения «сидя».
- Не ползает вперед и вовсе не переворачивается.
- Отсутствует процесс стуканья игрушки одна об другую.
- Пассивный, молчит, не стремится повторять слова за взрослыми.
- Не остерегается незнакомцев и чужих людей.
- Не реагирует, даже если отобрать самую любимую игрушку.
Эти показатели могут говорить о том, что ребенок не развивается правильно и ему понадобиться помощь специалистов.
Развивающие занятия
Кроме самостоятельного развития детками нужно обязательно заниматься дополнительно. Рекомендуется выполнять несложные упражнения на постоянной основе.
- Для развития мелкой моторики позволяйте ребенку играться с предметами, которые имеют разную текстуру. Это может быть мягкая игрушка, камушек, орешки и т.д. Главное следите за тем, чтобы предметы были большими, и не возникало опасности, что кроха может их проглотить.
- Не менее радости принесет малышу переливание водички из одной емкости в другую. Для этого лучше всего поставить ведерце и два стаканчика в тазик.
- С такими детками можно пробовать играться пальчиковыми красками и соленым тестом. Как вариант, попробуйте рисовать красками на листочке или по кафелю, который позже просто помойте.
- Упражнение на внимательность. Возьмите несколько игрушек и переверните их. Подождите пару минут и проследите за реакцией дитя. Он должен понять, что с игрушками не так, и перевернуть их обратно.
- Понемногу учите маленького раздеваться и одеваться. Начать можно с носочков. Научите его снимать носки или шапку, застегивать курточку или кофточку самостоятельно без помощи взрослых.
- Интересная игра с имитацией телефонного разговора. Возьми игрушечную трубку, и покажите малышу, как правильно вести разговор. Проговорить можно банальные фразы «привет», «как дела?», «что делаешь?» и т.д. Потом передайте малышу трубку, чтобы и он полепетал. Это будет основой к пониманию того, что такое телефонный разговор и как его вести.
- Подружитесь с детьми на площадке или приглашайте своих друзей семьями. Детки очень любят коммуникацию и отлично развиваются в кругу таких же малышей, как и они сами.
- Не поверите, но залог успеха, хороших отношений в будущем сильной связи – объятия и ношение крошек на руках. Рекомендуется это делать хотя бы до года. Если тяжело поднимать и носить на руках, достаточно брать на ручки и крепко обнимать малыша, когда сидите на диване.
- Одними из основных целей физической подготовки – укрепление спинных и ножных мышц. В этом вам отлично помогут занятия на фитболе, плаванье в ванной, занятия гимнастикой и стимуляция ползанья.
Интересный факт. Детки, которые много ползали в детстве, в будущем способны лучше ориентироваться в местности, без проблем осваивают новые маршруты и составляют самые короткие варианты дорог.
- Одним из видов стимуляции к ползанью является расстановка любимых игрушек на разных расстояниях. Таким образом, карапуз будет преодолевать эти расстояния и весело проводить время.
- Не забывайте о коммуникации. Всегда разговаривайте с ребенком, рассказывайте что делаете, показывайте, что происходит за окном.
- Старайтесь рассматривать яркие красочные книжки, страницы которых будет переворачивать сам ребенок. Показывайте и описывайте персонажей сказок, изображения, которых там находятся. Конечно, на данном этапе дитё не сможет воспроизвести все слова, но вы весьма удивитесь, когда к двухлетнему возрасту кроха будет иметь уникальный и большой словарный запас.
Несколько советов родителям
- Старайтесь не слишком контролировать ребенка, а наоборот – учите его самостоятельности. К примеру, во время приема пищи не кормите, а дайте ложку, чтобы малыш пробовал кушать самостоятельно. Постепенно учите его умываться, раздеваться, выбирать книжки и игрушки по вкусу.
- Обязательно следите за спинкой карапуза. От этого будет зависеть правильная постановка осанки. Отлично, если есть возможность приобрести специальный детский стул, который рассчитан на правильное поддержание спинки маленького ребенка.
- Не забывайте о безопасности крохи. Спрячьте все опасные предметы, которые могут навредить здоровью. Обезопасьте розетки и доступ к открыванию дверей в шкафчики, сервант, прочее.
- Детки находятся в таком возрасте, когда не только все копируют за родителями, но и желают помочь им во всем. Потому, когда убираете, дайте крохе тряпочку, пускай помогает вытереть пыль. Либо же во время приготовления на кухне выделите ему большую поварешку.
- Если в квартире несколько комнат, в каждой из них рекомендуется определить отдельное пространство для возможности проведения игр. В нем можно поставить коробку с игрушками и книжками.
А так пускай малыш продолжает развиваться здоровым, веселым и энергичным родителям на радость. Воспитывайте в нем самостоятельность и развивайте другие не менее важные спектры. Не забывайте следить и за собой, ведь в этом возрасте малыши отлично копируют своих родителей, тем самым создавая некую базу и часть своей будущей личности.
Мы рассмотрели основы, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Помните, что каждый карапуз развивается абсолютно индивидуально. Если вдруг вы заметили какие-либо отклонения, незамедлительно проконсультируйтесь с детским врачом по всем вопросам.