Благодаря дошкольным занятиям дома, развитию навыков речи, умению быстро адаптироваться к новым условиям, знанию элементарных основ письма и счёта, дети начинают учёбу в общеобразовательном учреждении успешно, легко и быстро усваивают любой материал, свободно контактируют со своими ровесниками. Поэтому трудно переоценить важность вопроса о том, как подготовить ребенка к школе. Более обеспеченные родители позволяют себе нанимать преподавателей для своих деток, но ничто не заменит их собственного участия в этом процессе, когда малыш в дружеской атмосфере постигает первые уроки жизни и расширяет свой кругозор.
Что необходимо уметь ребёнку
в преддверии школьных занятий
Выдержать современную учебную нагрузку бывает крайне сложно, если ребёнок плохо себе представляет, чем будет заниматься в школе. К тому же он вряд ли будет готов к этому физически, если всё своё время до этого периода проводил в играх. Поэтому задачей пап и мам является всесторонне подготовить своё чадо к таким переменам.
Не всегда сын или дочь способны справиться единовременно с большим объёмом информации, поэтому заранее следует провести проверку уровня развития своего ребёнка.
Педагоги предлагают родителям целый перечень необходимых знаний, которыми должен владеть малыш, для облегчения его вхождения в новый ритм жизни:
- малыш должен твёрдо знать имена всех своих близких родственников и различать их лица визуально;
- непременное условие – умение общаться, то есть уметь поддерживать разговор, рассказывать о себе и своих интересах, быть коммуникабельным и настроенным положительно;
- понимать, как вести себя в обществе и выполнять негласные правила поведения;
- знать, чем отличаются живые и неодушевлённые предметы;
- с уважением относиться к окружающим людям и другим живым существам;
- иметь своё собственное мнение и знать, как его доказать;
- уметь постоять за себя, но решать конфликтные ситуации мирно;
- запоминать события, картинки, содержание книги или фильма и иметь представление, как их можно пересказать;
- различать дни, месяцы, время года и знать названия этих временных и сезонных промежутков;
- хорошо ориентироваться во времени дня;
- знать по названию и виду главные цвета и оттенки;
- отличать похожие предметы и объяснять, в чём их различие;
- уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, следить за порядком в своих вещах;
- иметь знания о том, как нарисовать человека, а также его основные детали, такие как голова, руки и т.д.;
- правильно отвечать на самые распространённые вопросы – «когда», «где», «почему».
В отношении учебных навыков дети должны уметь писать, хотя бы, печатными буквами, читать простые предложения, уметь считать минимум до 20, понимать, что такое сложение и вычитание, представлять и изображать основные фигуры геометрии – круг, квадрат, треугольник.
Кроме того, родители должны привить ребёнку элементарное умение концентрироваться, хотя бы в течение 15 минут. Если малыш не сможет усидеть спокойно даже это короткое время, трудно представить, как он сможет нормально учиться.
Как подготовить ребенка к школе
Подготовку к школьным урокам можно начинать уже в три с половиной года – это наиболее благоприятный момент, когда дитя уже ощущает себя личностью, имеет своё представление об окружающем мире и первичные черты его характера уже сформированы. В дальнейшем эта основа будет развиваться, и многое зависит от того влияния, каким будет окружён ребёнок.
Но в три года родители могут дать ему необходимые знания, которые в будущем облегчат ему обучение и адаптацию в социальном обществе.
Как готовить ребенка к школе
Для занятий по школьным дисциплинам родителям лучше всего использовать настоящие учебники, желательно чтобы они были максимально наглядными и материал сопровождался крупными, яркими картинками. Как подготовить ребёнка к школе и с чего начать – вопрос, волнующий многих взрослых. Те, кто уже прошёл этот путь, советуют сначала научить малыша читать.
1. Чтение – первейший предмет, успешное изучение которого даёт возможность постигать другие школьные предметы более легко и комфортно, поэтому начинать надо с него.
Как проще для ребёнка это сделать:
- алфавит запоминать лучше визуально, поэтому вполне можно использовать интерес маленького ученика к прикладным видам искусства – рисованию и лепке из пластилина. Он может сам попробовать изобразить буквы тем или иным способом;
- буквы изучаются постепенно, начиная с простых гласных и согласных. Продвижение зависит от скорости усвоения информации. В результате азбуку малыш должен знать безупречно, иначе он не сможет складывать слоги и слова;
- рассказы и пересказы – хорошая практика для таких занятий. Родителям полезно использовать примеры из реальной жизни, так дети, помимо учёбы, лучше узнают окружающий мир.
2. Не менее важно письмо, для этого необходимо:
- развивать мелкую моторику рук, предлагая развивающие игры, обязательно давать отдых малышу после 10 минут письма;
- первым делом ребёнок должен научиться писать печатные буквы, после чего можно переходить к правилам написания прописных;
- сразу же надо заострять внимание малыша на том, чтобы писал он аккуратно, в дальнейшем от этого зависит его почерк и, вообще, опрятность и добросовестность;
- для большей мотивации можно приобрести красивую тетрадь, удобную, качественную ручку, конечно, предварительно, придётся объяснить и показать, как пользоваться этой принадлежностью;
- для того, чтобы облегчить ребёнку усвоение, необходимо постоянно проделывать полезные пальчиковые упражнения, игры с мелкими предметами лучше начинать уже с двух лет.
Нет никаких сложностей в том, чтобы самостоятельно подготовить ребенка к школе, за исключением времени, но родители могут поочерёдно заниматься с сыном или дочерью в разное время дня. К примеру, мать может преподавать малышу чтение, а отец – математику, тем более что у большинства представителей сильного пола этот предмет усваивается лучше.
3. Занятия математикой также необходимо делать наглядными и стараться применять красочные иллюстрации или реальные предметы:
- начать можно со счёта кубиков, конфет, ярких карточек – главное, чтобы цифры были целыми;
- изучать числа и их сочетания гораздо интереснее и полезнее парами – 2 и 3, 4 и 5, вначале каждый урок должен быть посвящён одной такой паре;
- геометрические фигуры есть смысл рисовать, иногда полезно, чтобы малыш самостоятельно нашёл треугольник или квадрат, который расположен в пределах комнаты заранее – так ребёнок успеет отдохнуть, и, одновременно, будет запоминать вид и название фигуры;
- так же, как и с чтением, письмом, математические уроки должны происходить в виде игры – так лучше запоминается материал, а сын или дочь чувствуют себя свободно и комфортно.
Чтобы малыш развивал все свои способности, с ним необходимо много разговаривать, рассказывать ему о разных видах творчества, учёба прекрасно сочетается с другими интересными для ребёнка занятиями – музыкой, аппликацией, логическими играми.
Судить о том, что сын или дочка готовы к школе, можно по следующим признакам:
- ребёнок осознаёт себя личностью,
- каждый день стремится узнать что-то новое;
- интересуется многими вещами и выдаёт вполне разумные рассуждения и ответы на поставленные вопросы;
- он адекватен по отношению к своим сверстникам, упорен в достижении своей цели, старается каждое дело довести до логического завершения.
Такому ребёнку не нужна постоянная опека, и по своим поступкам он вполне самостоятелен. Это говорит о многом и, прежде всего, о том, что ребёнок созрел для обучения и общения в большом коллективе. Конечно, останавливаться на достигнутом не надо, и родители могут пойти дальше в деле обучения – предложить своему ребёнку более сложную информацию, которая обязательно будет востребована в недалёком будущем.
Как подготовить ребенка к школе – советы родителям:
При дошкольных занятиях важно соблюдать меру, иначе малышу будет ненавистна сама мысль о поступлении в общеобразовательную школу. Необходимо соблюдать и другие требования, чтобы такие уроки были плодотворными.
- во время домашних уроков недопустимо злиться или ругать малыша за то, чего он не может понять сразу – нужно в спокойной обстановке более доходчиво ему объяснить трудный материал;
- проводить занятия с маленькими детьми чуть старше трёх лет нужно в форме игры, самое главное заинтересовать их и, таким образом, повысить мотивацию;
- нельзя на протяжении длительного времени заниматься одним и тем же предметом, например, математикой, обязательно надо чередовать дисциплины и включать в процесс физкультурные упражнения и гимнастику – такое переключение помогает ребёнку отдохнуть;
- начинать следует с простых вещей, после чего требуется несколько уроков для повторения, только после этого можно приступать к более сложному материалу;
- не надо торопить малыша – он только начал осваивать новую информацию, и ему необходимо вникнуть в смысл незнакомых понятий, на это нужно отводить достаточно времени;
- учёба должна быть интересной, всегда хорошо, если есть наглядная информация, которая сопровождает урок – красочные картинки, мультики, книги, попутные занятия рисованием или лепкой.
В ходе занятий папы и мамы обязаны не только развивать кругозор и интеллектуальные способности – они должны прививать своему чаду доброе отношение к людям, животным, воспитывать в них чувство ответственности и самодисциплины.
Мнение психологов о подготовке к школе
На этот счет есть интересное мнение у детского психолога Марины Романенко:
Многие психологи категорически против раннего обучения детей, полагая, что в реальной жизни в три или четыре года ребёнку лучше играть в развивающие игры, а не учиться писать и складывать цифры. Более того, у некоторых детей болезненное состояние здоровья не позволяет обучаться, как того хотят родители. Повышенная мозговая деятельность в этом возрасте может негативно отразиться на самочувствии ребёнка, если не сразу, то – в дальнейшем.
Вот почему важным моментом является диагностика такой готовности к усиленным нагрузкам. Это может быть спокойная беседа и несколько предложенных малышу вопросов по самым важным темам. Отсутствие мотивации может напрочь перечеркнуть желание отца и матери, ведь многие дети бояться идти в школу, особенно стеснительные и неуверенные в себе. Если это детская черта характера, понадобится немало усилий, чтобы ребёнок смог чувствовать и вести себя иначе.
Поэтому, когда заходит разговор о том, как подготовить ребенка к школе, нужно отталкиваться, в первую очередь, от индивидуальных особенностей своих детей, от их физиологического и физического состояния. Психологическая подготовка также важна, а для этого отцу и матери необходимо поддерживать в своём ребёнке позитивный настрой по отношению к будущей учёбе.